180 лет со дня рождения Скидельского Леонтия Семеновича
Родоначальник промышленного клана Леонтий (Лейба Шимонович) Скидельский родился в Слониме, жил с семьей и четырьмя сыновьями в Волковыске. Предприниматель вел успешно торговое дело, что позволило ему вступить в купеческую гильдию. Правда, об этом отрезке семьи сохранилось мало документов.
Конец XIX века. В 1860-1870-е годы в Гродненской губернии началось строительство железной дороги. Многие промышленники, в том числе местные евреи хотели участвовать в этом перспективном предприятии, но подряды на строительство железной дороги евреи-купцы на западных территориях империи не получали. Поэтому в 1885г. глава семейства Л. Скидельский снимается с насиженного гнезда сначала в Украину, а после решения царского правительства в 1891 году строить Сибирскую железную дорогу – на Дальний Восток, в Уссурийский край.
На Дальний Восток, его пригласил в начале 90-х годов ХIХ в. строитель Уссурийской железной дороги инженер А.Н. Урсати, инициатор привлечения в Приморье многих толковых и активных деловых людей. Человек громадной энергии и коммерческой инициативы, Л.С. Скидельский в 1903г. получает на Восточной линии КВЖД (Харбин-Пограничная) четыре крупных лесных концессий, общей площадью 497 000 десятин, и распространяет свою деятельность также и на Маньчжурию. С этой поры лесное дело становится одним из главных направлений его кипучей деятельности. Важной инициативой предпринимателя явился сбыт леса из Приморья на английский рынок, что из-за конкуренции с европейским лесом было делом чрезвычайно трудным. Тем не менее он преуспел, и до 1925 г. Ливерпульский лесной рынок пользовался стандартом «Л.С. Скидельский».
На станции Океанская Уссурийской железной дороги этот пионер русской промышленности на Дальнем Востоке построил первый крупный фанерный завод.
В Никольске-Уссурийском и других пунктах Приморья Скидельский имел большое число предприятий: лесопильные, маслобойные, олифо-варенный заводы (Скидельский положил начало маслобойной промышленности Приморья), мельницы; принадлежавшие ему каменноугольные копи по реке Липовцы и в Сучане снабжали углем всю Восточную линию КВЖД.
На лесных концессиях Скидельского в Маньчжурии была создана сеть вывозных рельсовых путей протяженностью в 240 верст и три лесопильных завода с распиловкой до 60 тыс. бревен ежегодно. Леонтий Семенович стал поставщиком более 80% дров, необходимых КВЖД. В 1912 г. Скидельский взял в аренду принадлежавшие дороге Чжалайнорские угольные копи, доведя их производительность до 6-10 млн. пудов угля в год. Фирма состояла пайщиком заводов «Портланд-цемент» в Приморье. Главным заведующим счетоводством всех предприятий Скидельского, доверенным лицом фирмы был И.С. Казанин — отец известного русского китаеведа и вообще замечательного человека — Марка Исааковича Казанина. Подобная широкая деятельность основателя фирмы по развитию Дальневосточной окраины России получила в свое время высокую оценку Российского правительства: по Высочайшему указу Л.С. Скидельскому было пожаловано звание почетного потомственного гражданина Российской империи. За период войны фирма выполнила различных поставок для военного ведомства на сумму около 50 млн. зол. руб.
Леонтий Семенович был родоначальником большой семьи: у него были четыре сына — Яков, Моисей, Соломон и Семен, семь внуков и внучек и большое число правнуков, из которых один — Роберт Борисович Скидельский (сын Бориса Яковлевича) стал лордом Великобритании. Сын Леонтия Семеновича — Соломон Леонтьевич Скидельский — с помощью горных инженеров Николая Ивановича Брусиенко, А. И. Лаврушина и других осуществил обследование другого богатейшего угольного бассейна Северной Маньчжурии — Мулинского каменноугольного месторождения (коксующиеся угли) , организовав здесь МУТ (Мулинское углепромышленное товарищество) с участием государственного капитала Маньчжу-диго и добычей к началу 40-х годов нескольких сотен тысяч тонн угля в год.
Доходные дома на улице Китайской, 30 (в настоящее время – Океанский проспект) сегодня бы назвали элитными апартаментами: центр города, прекрасное архитектурное решение в стиле модерн. Они не только должны были приносить доход владельцу, но и служить украшением города. Строительство «ансамбля доходных домов» – двух домов-близнецов, со стороны улицы объединённых общим мощным цоколем, заняло долгих семь лет. Дома строились долго, с 1902 по 1909 годы. Облицовка фасадов была исполнена из жёлтого и красного декоративного кирпича, но сегодня никто об этом и не вспомнит. С годами кирпичи приобрели мрачный серый окрас. Облицованные темно-серым камнем, дома смотрелись мрачновато, но зато и по прошествии века фасады не требовали ни покраски, ни реставрации.
Леонтий Скидельский умер в 1916 году, прожив 71 год. Так что эти дома успели послужить ему, а потом перешли в наследство двум сыновьям. В октябре 1922 года в Приморье пришла Советская власть, и братья Скидельские, оставив все недвижимые приморские богатства, созданные умом и энергией своего отца, бежали в Харбин.
[По информации электронных ресурсов]
Хранитель музейных коллекций МБУ «Краеведческий музей имени Н.Г. Евсеева» Ю.И. Артеменко



Оставить сообщение: