Рекламный баннер 990x90px bantop

F-16 на Украине: непросчитанные последствия

13:17 30.11.2023

Игорь Пшеничников, политолог

 Уже несколько месяцев идущие на Западе разговоры о поставках киевскому режиму боевых самолетов F-16 не дали ответы на ряд основополагающих вопросов, которые касаются как эффективности оружия, так и последствий его применения в конфликте на Украине.

Киевский режим, оправдывая свое поражение на поле боя, давно требует от своих западных союзников некое "чудо-оружие", которое, мол, поможет одержать победу над Россией. Таковым уже были объявлены немецкие танки Leopard, но оказалось, что они хорошо горят и отнюдь не наносят урон русским позициям, но, более того, стали для русских солдат мишенью номер один. Затем в разряд такого оружия перевели американские многоцелевые истребители F-16. И долгие переговоры об их поставках Киеву, а также еще не закончившийся процесс подготовки украинских лётчиков для управления этими воздушными машинами даёт Киеву новые поводы говорить о трудностях борьбы с Россией "без доминирования в воздухе" и, соответственно, снова оправдывать свою неспособность иметь успех на поле боя.

Очень похоже, что, согласившись весной на уговоры Киева поставить ему F-16, НАТО сейчас, после очевидного провала пресловутого "контрнаступа" и грядущего разгрома Украины, пребывает в замешательстве. Как пишет одна из польских газет, критически настроенных к Украине, "Киев уже проиграл, но ему забыли про это сказать". В американской прессе уже летом начали проскальзывать мысли о том, что поставка истребителей F-16 Украине обернется пустой тратой денег ввиду того, что Россия имеет отличные системы ПВО, гиперзвуковые ракеты, передовую авиатехнику и классных пилотов, имеющих большой опыт боевых действий. Вероятно, именно эта мысль, высказанная публично от имени неназванных "экспертов", является причиной того, что F-16 до сих пор не долетели до Украины.    

Между тем, Запад, принимая решение о поставках самолетов, явно не оценил некоторые другие важные аспекты, связанные с возможным появлением F-16 на Украине. Похоже, что для безопасности самолетов их базирование будет не на территории Украины, а на аэродромах в Польше или Румынии. 

Предполагают ли натовские стратеги, что в этом случае Россия может нанести удар по этим аэродромам постоянного базирования? Подходит ли 5-я статья устава НАТО - о коллективной обороне – под такую нестандартную ситуацию?

Кроме того, еще в начале этого года, до пресловутого контрнаступления ВСУ, президент США и генсек НАТО исключали возможность использования авиации НАТО против России с территории стран НАТО, чтобы не спровоцировать прямое столкновение блока с Россией. Но что изменится, если за штурвалом самолета будет сидеть украинский пилот, а не польский, но самолет вылетит именно из Польши? Эта игра в юридическую казуистику грозит большой войной уже самой Европе. Кроме того, участь перепаханного поля ждёт и многочисленные аэродромы двойного подчинения на территории Украины, которые могут использоваться как точки «подскока» для истребителей.

При таком развитии событий уже "факультативной" кажется проблема обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации над Восточной Европой, а также безопасность населения на тех территориях, которые формально удалены от линии боевого соприкосновения, но окажутся в зоне боевых действий в воздухе.

Кроме того, большой вопрос вызывает качество подготовки украинских пилотов для работы на F-16. Эти истребители нужны Украине прямо сейчас, а подготовка украинских пилотов, если и началась, то не ранее начала текущего года, когда этот вопрос был поставлен перед союзниками украинской стороной. Само же обучение пилотированию F-16 занимает более двух лет. Значит, если в небе над Украиной и появится сегодня F-16, то, возможно, за штурвалом может быть пилот НАТО, а не украинец. Во всяком случае игнорировать такую возможность при парировании угрозы никто в России не будет.

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ